pyx_pyx (pyx_pyx) wrote,
pyx_pyx
pyx_pyx

100 лет 100-му

Оригинал взят у mcaroff в 100 лет 100-му
 Сегодня испонилось бы 100 лет легендарному лётчику-асу Второй Мировой Войны Покрышкину Александру Ивановичу.


Родился Александр 6 марта 1913 года и жил в Новосибирске (на том момент Новниколаевск). Окончил семилетку и пошел работать на стройку. В 1930 году, преодолев нежелание родителей, поступил в техническое училище.



  Отучившись 18 месяцев добровольно ушел в армию, где попал в авиационную школу. Правда, стать летчиком сразу ему не удалось - школу перепрофилировали в техническую и на все 40 рапортов о переводе на лётное отделение он получил отказы. Так Александр Иванович в 1933 году стал авиационным механиком. Стоит отметить, что механиком он стал отличным. Получил должность старшего техника авиазвена 74-й стрелковой дивизии. На его счету несколько улучшений к пулемёту ШКАС и ряду других элементов вооружения.


Два года Александр учился в Краснодарском аэроклубе. А в 1938 году в тайне от руководства прошел годовую программу гражданского пилота всего за 17 дней!!! Что и позволило Александру Ивановичу окончить лётную школу с высшими оценками в 1939 году. В звании лейтенанта он распределился в 55-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа.

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин  назначен заместителем командира эскадрильи. Он одним из первых в полку освоил новейший истребитель МиГ-3, на котором и встретил начало войны.


Первая воздушная схватка Александра сложился крайне неудачно. По ошибке он сбил советский бомбардировщик Су-2 211 бомбардировочного полка. Его пилот выжил, но штурман погиб.
  
   «Было и такое: идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надежнее. Вдруг происходит      невероятное — один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолет. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошел в сторону…

Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ.

Пересказал снова.

«Это был я», — смущенно и расстроенно заявил он.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолеты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…»

— из рассказа Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго Л. М. Кузьминой

Этот сбитый Су-2 ему еще долго припоминали и начальство, и особисты.
На следующий день Александр одержал свою первую победу, завалив во время разведки Messerschmitt Bf-109.

 Первые дни войны показали, что тактика ведения воздушного боя устарела и требует кардинальных изменений. Покрышкин завел блокнот, в который записывал детали воздушной схватки и делал детальный анализ. Он одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Его тактику и боевые приёмы распространили на всех фронтах.
  В конечном итоге труды Александра Ивановича до сих пор изучаются курсантами лётных военных училищ.

 Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

 Бортовой номер первой «Аэрокобры» был 13, на следующем самолете бортовой был трехзначный, но в качестве позывного непроизносимый, поэтому Покрышкин взял позывной − 100.


  В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне.

  В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.


 В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера. Как он понял из опыта 1941—1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

 19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Это далеко не все его победы. Многие победы просто не учтены из-за утери документов или были переданы им своим ведомым.

 Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы.


 После войны Покрышкин служил на командных должностях в ПВО. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В 1949-1955 годах - заместитель командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командир 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО во Ржеве. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. После окончания академии служил начальником истребительной авиации Северо-Кавказской армии ПВО. С августа 1959 по июль 1968 года - командующий Киевской (с 1961 - 8-й отдельной) армией ПВО, одновременно в 1961-1968 годах - заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.

В 1968-1972 годах - заместитель главнокомандующего Войск ПВО страны.

В 1972-1981 годах - председатель ЦК ДОСААФ СССР.

16 декабря 1972 года ему присвоено воинское звание «маршал авиации».


С ноября 1981 по ноябрь 1985 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат военных наук (1969). Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов. В 1979-1984 годах - член Президиума Верховного Совета СССР.

Александ Иванович скончался 13 ноября 1985 года. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище.


"Подвиг требует мысли, мастерства и риска" - девиз А.И. Покрышкина

Tags: авиация, пилоты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments